Городецкий муниципальный округ Нижегородской области

Выявлен незаконный правовой акт

18

Городецкой городской прокуратурой проведен мониторинг нормативно-правовых актов по исполнению требований законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности.

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) определено, что решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Постановлением администрации Бриляковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 01.09.2017 № 79 «Об утверждении порядка предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта»утвержден порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Бриляковскогосельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области.

Согласно п. 3.8. Постановления администрации Бриляковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 01.09.2017 № 79 «Об утверждении порядка предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта»запрещается размещение нестационарных объектов:

- на проезжей части улиц;

- на придомовых территориях;

- на тротуарах, газонах, клумбах;

- на детских игровых площадках;

- в местах интенсивного движения пешеходов.

Установлено, что в резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 № 14-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других» указано на отсутствие противоречий указанных норм Конституции Российской Федерации, так как по своему конституционно-правовому смыслу они предполагают, что при установлении органами местного самоуправления в правилах благоустройства территории городского округа положений, которые касаются размещения нестационарных торговых объектов (далее – НТО) на земельных участках, относящихся  к придомовой территории многоквартирного дома:

– не должна полностью исключаться возможность для собственников, образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет, земельных участков принять решение о размещении на них НТО, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

– допускается воспроизводить в правилах благоустройства положения обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сохраняющих свою юридическую силу, при условии, что это              не ведет к установлению запретов и ограничений сверх предусмотренных данными обязательными требованиями;

– могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию НТО с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования;

– не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Кроме того, отмечено, что в течение одного года со дня вступления в силу вышеуказанного постановления Конституционного суда Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных образований, установившие в правилах благоустройства правовое регулирование, которое полностью исключает размещение НТО на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, должны привести его в соответствие с конституционно-правовым смыслом норм федерального законодательства, выявленным в настоящем постановлении. До истечения указанного срока допускается применение правил благоустройства в действующей редакции в части, не противоречащей иным положениям законодательства. Если необходимые изменения не будут внесены в указанный срок, следует исходить из того, что по его истечении запрет на размещение нестационарных торговых объектов на таких земельных участках, установленный правилами благоустройства территории муниципального образования, более не подлежит применению.

Таким образом п. 3.8 Постановления администрации Бриляковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 01.09.2017 № 79 «Об утверждении порядка предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта»несоответствует действующим требованиям, что может повлечь нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности органами местного самоуправления при неправомерном применении норм муниципальных правовых актов, противоречащих вышестоящему законодательству. Прокуратурой принесен протест на данный незаконный правовой акт.