Нарушения в сфере обращения с отходами
Городецкой городской прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства администрацией Городецкого муниципального района Нижегородской области, в ходе которой установлено следующее. Постановлением администрации города Городца Городецкого муниципального района Нижегородской области от 17 января 2012 г. № 5 утверждены Правила обращения с пищевыми отходами на территории муниципального образования город Городец» (далее - муниципальный нормативный правовой акт).
В ходе проведения проверки рассмотрен вопрос о соответствии муниципального нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральному закону Пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» было предусмотрено, что порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определялся органами местного самоуправления.
Однако Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» признан утратившим силу с 1 января 2016 г.
Норма статьи 7 Закона Нижегородской области от 23 ноября 2001 г. № 226-З «Об отходах производства и потребления», устанавливающая аналогичные полномочия органов местного самоуправления, утратила силу Законом Нижегородской области от 2 марта 2016 г. № 27-З «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «Об отходах производства и потребления».
Кроме того, все санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, в соответствии с которыми был утвержден муниципальный нормативный правовой акт:
- СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;
- СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;
- СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
- СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» также утратили силу.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за городскими поселениями закреплено только участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Следовательно, в настоящее время полномочия по утверждению правил обращения с пищевыми отходами у органов местного самоуправления поселений отсутствуют.
Из вышесказанного следует, что данный нормативный правовой акт содержит в себе коррупциогенный фактор, выразившийся в принятии нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов(предусмотрен п. «д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной правительством Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
Таким образом, постановление администрации города Городца Городецкого муниципального района Нижегородской области от 17 января 2012 г. № 5 «Об утверждении Правил обращения с пищевыми отходами на территории муниципального образования город Городец», не соответствуют нормам федерального законодательства, что может повлечь ненадлежащее исполнение требований законодательства. В целях устранения нарушений прокурором принесен протест на незаконный правовой акт.