Городецкий муниципальный округ Нижегородской области

Примерная программа воспитания

Рецензия

на проект примерной программы воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена»

 

Проект примерной программы воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления Всероссийского детского центра «Смена» (далее – Проект) подготовлен в соответствии с Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций, разработанной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»[1] (далее – Программа воспитания) в соответствии с актуальными нормативно-правовыми документами:

  • Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с обновлениями 2021 года);
  • Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года, и другими документами.

Проект содержит пояснительную записку и три раздела: ценностно-целевые основы воспитания; содержание, виды и формы воспитательной деятельности; организация воспитательной деятельности; приложения.

Раздел «Ценностно-целевые основы воспитания» полностью соответствует Программе воспитания.

Содержание воспитательной деятельности в детском лагере представлено в виде отдельных модулей (инвариантных и вариативных): «Будущее России», «Ключевые мероприятия детского лагеря», «Отрядная работа», «Коллективно-творческое дело (КТД)», «Самоуправление»,  «Дополнительное образование», «Здоровый образ жизни», «Организация предметно-эстетической среды», «Профилактика и безопасность», «Работа с вожатыми/воспитателями», «Работа с родителями», «Экскурсии и походы», «Профориентация», «Детское медиапространство», «Цифровая среда воспитания», «Социальное партнерство».

Считаем необходимым уточнить содержание модуля «Будущее России»: в лагере создаются уникальные условия для формирования сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности, т.к. дети приезжают из разных регионов, городов и населенных пунктов Российской Федерации, что позволяет им обмениваться информацией о культуре, истории и т.д. своей малой Родины. Этому способствуют традиционные события лагеря: открытие и закрытие смены с использованием символики РФ, региона и т.д.

Содержание модуля «Работа с вожатыми/воспитателями» также требует доработки с учетом требований профессионального стандарта вожатого, а также специфики деятельности педагогических работников детского лагеря.

Текст Проекта требует доработки по вышеназванным позициям, а также редакторской корректуры, приведения к стилистическому единообразию и оформлению.

Общий вывод об оценке рассматриваемого материала.

Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями, позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения, что отражено в Проекте.

Содержание Проекта примерной программы воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления Всероссийского детского центра «Смена» соответствует современной нормативно-правовой базе воспитания, приоритетным направлениям государственной политики в области воспитания.

Проект примерной программы воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления может быть рекомендован для использования в других образовательных организациях с учетом доработки по высказанным замечаниям.

 

Казначеева Н.Н., ведущий научный сотрудник ФГБНУ ИИДСВ РАО, к.п.н., доцент

Лобынцева С.В., ведущий научный сотрудник ФГБНУ ИИДСВ РАО, к.п.н.

[1] Программа рекомендована для разработки программ воспитания в письме Министерства просвещения РФ от 15.02.2022 № АЗ-113/03 "О направлении методических рекомендаций (вместе с Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования)".